ХЭЙХО
"ИСКУССТВО ВОЙНЫ И МИРА"
ЯКУСИМАРУ РЮСИН

Биография Основателя Школы составлена на основе статьи Такацука Сэнсея «История Школы. Часть 1. Искусство шеста посвященное матери».

 

Якусимару Рюсин 薬師丸 隆真 родился в Хонгу 本宮 (в наши дни префектура Вакаяма) 1 января 1318 года (а если точнее, то в Новый год по лунному календарю). Его отцом был Сиро хоган Доую 四郎法眼道有 (Сиро - мирское имя, хоган - монашеский ранг, Дою - монашеское имя), впоследствии ставший настоятелем синтоистского святилища в Кумано-Хонгу-Тайся. Они были потомками клана Фудзивара, члены которого из поколения в поколение исполняли обязанности настоятелей (Betto, 別当) храмов в Кумано. Семья была также одной из самых влиятельных в Кумано; она вступила в войну Тайра и Минамото, взяв командование над флотом Кумано Суигун. Его матерью была Тигуса-химэ 千草姫, сестра Дайнагона (старший императорский советник) Хино Сукетомо 日野資朝. Тигуса-химэ никак не могла забеременеть, поэтому она совершила паломничество в храм Энрякудзи на горе Хиэй, чтобы вознести молитвы Бхайшаджьягуру Вайдурьяпрабхе или Будде Якуси. Молитвы были услышаны, и вскоре она родила ребенка, дав ему имя Якусимару в честь божества.

 

Рюсин изучал боевые искусства и искусство войны у своего деда Додзицу и настоятеля храма Сингу – Ариэ. Боевое искусство, передаваемое в семе от поколения к поколению называлось Синдэн Фудзивара Мусо рю 神伝藤原無双. После прохождения обучения сюгендо у своего отца Доую, Рюсин отправился в Киото, где изучал эзотерический буддизм у буддийского монаха Дзокая 定海 в храме Санмакуин 三藐院. Также он занимался боевыми искусствами на горе Курама 鞍馬山; говорили, что он был мастером Кудзи-хихо 九字秘法 и Онмё-до 陰陽道.

 

В 1335 году, в год своего совершеннолетия, Рюсину было приказано отправиться на войну Северного и Южного дворов на стороне Северного двора, во главе которого стоял Асикага Такаудзи 足利 尊氏 (см. ниже примечание 1 об истории появления Северного и Южного двора). В июне 1336 года армия Северного двора атаковала гору Хиэй, на которой располагался Южный двор – тогда Рюсин и его люди вели передовой отряд. Форт пал под натиском Рюсина. Обращение с императором Южного двора Го-Дайго и его приближенными было крайне жестоким. Видя это, Рюсин, по сохранившимся данным, сказал:  «Возможно, что императора ждет смерть от такого обращения. Я бы хотел спланировать его спасение». Согласно Рюко-но-маки 龍虎之巻 (Свитку дракона и тигра), хранящемуся в семье Бессё, Рюсину явился Бисямонтэн 毘沙門天 (Vaiśravaṇa वैश्रवण)  и повелел: «Спаси Императора из затруднительного положения!». Рюсин поклонился девять раз и приступил к выполнению.  С другими заговорщиками - Ое Гёбу Дайсуке Кагесигэ 大江刑部大輔景繁, Бессё Сабуро Таканори (Кодзима Таканори) 別所三郎高徳(児島尊徳), Хиёси Ига Нюудо 日吉伊賀入道 и Киссуин Сосин Хоген 吉水院宗信法眼) – Рюсин прокрался во дворец бывшего императора Кадзан-ин-но-никю 花山院の故宮, где был заключен Го-дайго, освободил его и помог бежать в Ёсино 吉野.

 

Тадаёси 直義, младший брат Такаудзи, обнаружил побег, и отправил вслед 10 тысяч преследователей. Преследователи догнали беглецов на горном перевале Курагари 暗峠, расположенном на границе префектур Осака и Нара. Они приняли бой, выбрав любимый вид оружия. Кагесигэ взял меч, Такатоку – лук и стрелы, а Рюсин - нагинату. В Рюко-но-маки 龍虎之巻 семьи Бессё и свитке Kongou-hihouhen 金剛秘法遍 говорится о том, что оружием Рюсина в том бою было копье. Свиток Kuki-bojutsu-hihouhen-nomaki 九鬼棒術秘法遍之巻, который является частью Amatsutatara-hibun-kaidoku-hen 天津蹈鞴秘文解読遍, передаваемого в линии Chosui 澄水, говорит о том, что это была нагината. Так как войско противника во много раз превосходило их, битва была очень суровой; лезвие нагинаты Рюсина было срублено. Рюсину ничего не оставалось, кроме как продолжать бой с древком от нагинаты, которым он сокрушал врагов вокруг себя, и, рисуя в воздухе этим древком особые символы, или янтру Кудзи, отгонял и отбрасывал наступавших противников. Бодзюцу в Кукишин-Рю основано на тех техниках, которые Рюсин использовал в ходе битвы и впоследствии пересмотрел и внедрил в технику школы.

 

Через некоторое время подоспело подкрепление из Ёсино, и Рюсин со своими людьми смог безопасно сопроводить императора Го-Дайго в небольшую хижину, похожую внешне на небольшой храм, у горы Кимпунсен 金峯山. Рюсину удалось вернуть Три Сокровища Императорского двора, которые он спрятал в библиотеке священных текстов в поселении Йокава 横河 на горе Хиэй, чему император был очень благодарен. Император Го-Дайго отметил преданность Рюсина и спросил его о секретных техниках. Рюсин ответил, что это тайные техники его семьи -  секретное мастерство Кудзи. Тогда император объявил: «Боги видят твою преданность. С этого момента твоя фамилия не Фудзивара, а Куки».

 

Kimpunseji   Yoshino

На фото слева современный вид храма Кимпунседзи в Ёсино. На фото справа вид на горы Ёсино весной во время цветения.

 

«Ку» 九 в Куки означает «Ку» 9) в «Кудзи». «Ки» 鬼 может произноситься как «Ками», если китайский иероглиф читается на японский манер, что означает «Они-гами» 鬼神 (добрые духи) в противоположность «Они» 鬼 (злые духи). Таким образом, официальным названием Куки стало Куками. Несмотря на это, с периода Эдо обычно использовалось название Куки.

 

После войны мать Рюсина Хино 日野 Тигуса, чей род принадлежал к Южному двору, скорбела над тем, что Рюсин первый перешел на сторону Северного Двора. Она отправилась в провинцию Мусаси 武蔵国, в место, которые сегодня называется городом Хино (префектура Токио), где у нее проживали родственники; в скорби и разочаровании она провела там свои последние дни. После смерти матери Рюсин посвятил свою жизнь защите императора Го-Дайго; любовь к матери и сожаление о содеянном выкристаллизовались в формы техник бодзюцу. Это секретные техники, получившие название «Дзюдзи-Роппоу-Кудзидоме» 十字六法九字止.

 

Стихи, сложенные Рюсином, в которых сокрыты воспоминания о матери и упоминания секретной техники:

武蔵野の千草の秋の憐れさを、この一本に込めてけるかな

В душе и мыслях разливается печаль, как в воздухе осеннем,

Когда я вижу шелестящую траву на полях Мусаси.

И чувства эти я вложил в них.

«Тигуса» - это игра слов: с одной стороны, это имя матери Рюсина, а с другой - «тысяча травинок». «В них» - означает техники Дзюдзи-Роппоу-Кудзидомэ. Тигуса умерла осенью - в то время, когда в окрестностях Мусаси можно видеть простирающиеся травяные луга, окрашенные в осенние цвета - как описано в одной древней поэме, «выйти из травы, чтобы снова войти в нее»

 

Продолжение последует...

 

 

Примечание 1.

Разделение японского императорского двора на южный и северный восходит к императору Го-Сага, правившему с 1242 по 1246 год. Ему последовательно наследовали два его сына, император Го-Фукакуса и император Камэяма. В 1272 году Го-Сага умер и завещал своим сыновьям установить такой порядок наследования престола, при котором представители происходящих от них двух линий наследования могли бы занимать пост императора поочерёдно. Порядок был установлен, но оказался крайне неэффективным и привёл к соперничеству претендентов на престол.

В 1333 году император Го-Дайго (потомок Камэямы) установил трёхлетнее абсолютистское правление, известное как реставрация Кэмму и прекратившее существование сёгуната Камакура. В ответ сёгуны провозгласили императором Когона, родственника Го-Дайго, сына предыдущего императора Го-Фусими и потомка Го-Фукакусы. После окончательного поражения сёгуната Камакура Когон отказался от претензии на престол, однако новые сёгуны Асикага поддержали его брата Комё, а затем двух его сыновей. Таким образом, семья Когона образовала альтернативный двор, который известен как Северный благодаря своему расположению в Киото, севернее, чем двор императора в Ёсино. Двор наследников Го-Дайго при этом был известен как Южный.

В 1392 году император Южного Двора Го-Камэяма потерпел поражение и отрёкся от престола в пользу правнука Когона, императора Го-Комацу. На этом раскол императорского двора закончился. Несмотря на победу Северного Двора, именно Южный Двор рассматривается как законный в период раскола, а члены Северного Двора называются «претендентами». Один из потомков Южного Двора, Кумадзава Хиромити, на этом основании после Второй мировой войны объявил себя императором, заявив, что император Хирохито, происходящий от Северного Двора, не является законным. Кумадзава Хиромити смог доказать своё происхождение от Южного Двора и не был арестован за оскорбление величества.

Го-Камэяма достиг договорённости с Го-Комацу о том, что чередование императоров из двух линий наследования будет продолжено, и императоры будут править поочерёдно по десять лет. На практике план наследования так и не был осуществлён: сам Го-Комацу правил двадцать лет и назначил наследником собственного сына.

Правящая в настоящее время в Японии императорская династия является потомками северных претендентов.

 

 

 

«Ку» () в Куки означает «Ку» (9) в «Кудзи». «Ки» () может произноситься как «Ками», если китайский иероглиф читается на японский манер, что означает «Они-гами» (鬼神) (добрые духи) в противоположность «Они» () (злые духи). Таким образом, официальным названием Куки стало Куками. Несмотря на это, с периода Эдо обычно использовалось название Куки.6