ХЭЙХО
"ИСКУССТВО ВОЙНЫ И МИРА"
КАЛАБХАЙРАВАСАНА

В старых йогических текстах практически нет асан стоя, кроме балансов. Но развитие Традиции это такая штука... Если ученик не превосходит своего Учителя, то школа через пару поколений не то чтобы вымирает, но впадает в некий гомеостаз и хорошо если просто не развивается, а не деградирует. У многих на слуху имя Шри Абхинавагупты, стоявшего у истоков Кашмирского шиваизма, несколько меньше интересующихся знают имя его ученика и продолжателя Кшемараджи. И лишь считанные по пальцам ученые, специализирующиеся на этой теме, знают кто был дальше. Это нормальные циклы развития школы т.к. дальше в очередном поколении находится человек, который как бы открывает школу заново, восстанавливает утерянное, обновляет и дает мощный толчок к дальнейшему развитию. Подобную реконструкцию переживала и практика хатха-йоги в начале XX века.

 

Уже неоднократно отметив гений Шри Кришнамачарьи и Свами Кувалаянанды, сегодня хочу немного осветить другую ветвь Традиции, внесшую свой вклад в обновление практики. И асана вполне символичная - Калабхайравасана. Бхайрава भैरव это гневная манифестация Шивы, а Кала несет в себе разные значения от черного до повелителя времени, т.к. этот аспект разрушает мир в цикле его нового сотворения.

 

Kalabhairava   Kalabhairavasana_1  

 

Из книги ученика Дхирендры Брахмачари Рейнхарда Гаментхалера (на иллюстрации справа) "Кундалини-йога-парампара. Живая традиция кундалини-йоги":

"Бхайрава - персонификация ужасного, вспоглащающих времени и смерти. Он принимает эту дикую свирепую позу, чтобы разрушать творение и творить из нее новое.

 

Исходное положение: поставьте ступни на расстоении примерно 40 сантиметров друг за другом таким образом, чтобы они были направлены вперед и стояли на прямой линии. Вытяните одну руку вперед со стороны выдвинутой ноги, а другую вытяните назад. Следует держать ноги абсолютно прямыми, а грудь, расправив выгнуть вперед. Затем широко откройте рот, вытяните как можно сильнее язык (бхуджанги-мудра) и зафиксируйте взгляд в точке между бровей (бхрумадья дришти). Дыхание через рот является правилом в позах с использованием бхуджанги-мудры. Абсолютно спокойно удерживайте тело в этом положении. Через некоторое время поменяйте положение рук и ног...

 

Воздействие и польза: благодаря этой асане, тело становится сильным и ловким. Главное ее качество состоят в том, что они награждает мужеством и бесстрашием...

Эта поза кажется очень простой, но ее пользу можно раскрыть только соответствующим упорством и практикой. Она является эффективным средством для духовного и физического совершенствования.

Благодаря кала-бхайравасане, эффективно преодолеваются и излечиваются болезни глаз, зубов, челюстей, нёба, языка и горла. Кожа становится очень здоровой, и исчезают прыщи и фурункулы. Морщинистая кожа разглаживается, глаза начинают сиять, и лицо приобретае светящееся выражение."

 

В этом описании больше внимания уделено статике. А посмотреть на современный динамический вариант этой практики можно на примере этого видеоролика.

 

 

Индо-пакистанская граница. Ежедневный ритуал открытия и закрытия.

 

Со времен своей службы в рядах вооруженных сил я не любил строевую подготовку, считая ее пустой тратой времени в современном воинском искусстве. Но чем дальше я развиваюсь в йоге и боевых искусствах, тем больше вижу смысла в старой поговорке: "Солдата делает строевая, а не рукопашный бой". Жаль что искусство воспитания и выковываания духа и тела утрачивается и вырождается:-( Но может быть найдется в одном из следующих поколений реконструктор правильной практики?:-) Когда Калабхайрава провернет очередной цикл... svAhA