ХЭЙХО
"ИСКУССТВО ВОЙНЫ И МИРА"
ГУРУДЖИ, ВАМАЧАРА И ОБЩЕСТВО

Примечание переводчика. Традиция тантры левой руки очень превратно понимается в современном обществе. В силу этого многие наставники в Индии предпочитают вообще никак о ней не говорить, и уж тем более не передавать такие практики ни закрыто, ни открыто. Из-за этого и в Индии, и на Западе складывается специфичное представление об этой стороне тантрической практики. Одни утверждают, что это не спасительный путь и предостерегают учеников от неё. Другие ударяются в нью-эйдж импровизации, часто настолько далёкие от сути, что сожалеешь о том как эти люди очерняют эффективный метод своими словами и делами. Шри Амритананданатха нёс людям истинное знание этих методов, считая, что сила любви между людьми, в т.ч. и любви физической, способна дать людям трансформацию. Он передавал такие практики, используя разные методы в зависимости от способностей и уровня практикующих. Но это было очень непросто. О сложностях, с которыми сталкивался Гуруджи, очередная выдержка из книги «Богиня и Гуру»

 

 

Вокруг Девипурама всегда витал дух обвинений в порнографии из-за откровенных скульптур аспектов Богини на Шри Меру Нилаям (храме в виде Шри Чакры), но особенную ярость консервативных сил вызывала Камакхья питха, в которой было представлено единение лингама и йони в анатомических подробностях. (Примечание переводчика. Камакхья питха была местом, с которого начинался Девипурам. Место, где Гуруджи получил даршан Богини как в тонкой форме, так и в физическом мире – на этом месте был родник, камни которого были очень близки к форме женских бёдер и лона. Рядом Гуруджи обнаружил следы очень давнего огненного ритуала с Шри Янтрой необычной формы, которая потом послужила основой для янтр, принятых для практики в ашраме)

 

В тот период Камакхья питха действительно выглядела весьма вызывающе. Посетителей храма встречали два расходящихся камня в форме внутренней части бёдер Богини. Расщелина на их соединении представляла вагину, которую венчало стилизованное изображение клитора, из которого бил старый источник. Но если это изображение было достаточно стилизованным, то спутник Богини Боги Шива был представлен во всём анатомическом реализме эрегированного фаллоса, поднимающегося из вагины. И многих это приводило в некомфортное состояние.

 

Исторически в индуизме преобладал уклон в сторону абстрактного изображения единения йони и лингама, до такой степени, что многие в современные хинду совсем не ассоциируют их с сексуальностью. Дэвидсон и Гилиц (Davidson and Gilitz) в своей исследовательской работе пишут: «Ранние лингамы были очень выразительны и имели анатомически точную форму фаллоса, но в течение последнего тысячелетия выразительность уступила место абстракции. В многих храмах Шивы в наши дни большинство лингамов это просто скругленные цилиндры, часто поднимающиеся их настолько же абстрактной вагины, называемой йони».

 

В то время как западные комментаторы часто обращают внимание на фаллический образ лингама, Диана Эк (Diana Eck) исследователь из Гарварда подчёркивает, что: «сексуальная интерпретация не входит в то, что видят хинду и что они подразумевают в этом образе. Для большинства современных хинду лингам это символ неизмеримого всеобъемлющего присутствия Шивы в мире… в то время как питам или йони, «сиденье», на котором лингам установлен, это Шакти. Шива – это вневременное трансцендентальное начало, а Шакти – это активная энергия времени и творения. Вместе они образуют полноту, которая почитается в виде лингама».

 

Иными словами, сексуальный подтекст этого символа остается невидим для большинство хинду наших дней, которые скорее понимают йони-лингам, как ещё одно отображения инь-ян…

 

Иконография Девипурама, в соответствии с инструкциями, которые Камакхья дала Гуруджи, представляет попытку воссоединения с глубиной, утерянной историей, сместить человеческое сознание в времена до того, как сексуальность стали ассоциировать с нечистотой, аморальностью и стыдом.

 

Конечно, семья Гуруджи полностью отдавала себе отчёт в превалирующих в индийском обществе тенденциях и испытывала некоторое волнение по этому поводу. Амма расказывает: «Прасад Рао и я старались убедить Гуруджи от представления йони и лингама в Камакхье в столь откровенной форме. Мне казалось: “Ну почему именно в этом виде, который люди могут счесть социально неприемлемым? Зачем же подставлять себя без необходимости для непонимания и критики?” Гуруджи всегда выслушивал нас внимательно, но отвечал, что такова Воля Богини. “Ida na peetam, Guru peetam” – это моё сиденье (место), сиденье Гуру (телугу)

 

Как рассказывал Гуруджи, Богиня Камакхья инструктировала его: «Люди будут спрашивать тебя: “Что другие люди подумают? Как они нас осудят? Какова будет реакция общества?” Но не волнуйся. Сделай знания доступными. Сообщай, но не принуждай. Дай людям принять или не принять и уйти. Пусть люди сами судят правда это или ложь, оставь это им. Всё, что важно это то, что убеждён ты. Люди будут приносить цветы или камни. Но ты не должен меняться от этого. Будь стоек. И я приведу к тебе правильных людей. Сначала они будут слушать и качать головой в недоверии. Они будут насмехаться, говорить, что это бессмысленно. Они будут утверждать, что ты разрушаешь культуру. Это нормально, потому что так их запрограммировало общество».

 

Современная вестернизированная версия тантры вращается вокруг «спиритуализованного секса», в то время как аутентичная Восточная тантра скорее может быть описана как «сексуализированная духовность». Другими словами, в то время как аутентичная индийская тантра может кому-то показаться излишне сексуальной, это только одна грань, один тонкий слой, подобно одному слою луковицы.

 

Ключ к разгадке содержится в самой иконографии. Отметьте, что лингам в Камакхья Питхе выходил из йони, а не проникал в неё. Сундхара, приезжавший в Девипурам в его ранние годы, сказал Гуруджи, что такой образ «отображает объединение в обратном направлении, как бы зеркальным образом» Гуруджи объяснил, что это больше «вид изнутри», чем зеркальный вид: «Этот храм – внутреннее пространство Деви, это гарбхаграха, где происходит творение, зарождение жизни. И если бы мы были внутри, то перспектива была бы такой».

 

 

В Девипураме регулярно проводились пуджи, в которых женщина (иногда обнажённая, иногда одетая) сидела на месте Богини. Оговаривая, что почитать Богиню через тело женщины, обнажённое или одетое, не является чем-то необычным в эзотерической традиции Шри Видьи, Гупта особо отмечал, что необычным был открытый подход Гуруджи…

 

Ещё одним важным ключевым моментом отхода от современных обыкновений (или мы можем назвать его возвратом к исконным обычаям) было массовое участие женщин в практике… Это очень важный момент, который указывает возможность женщин проводить эзотерические ритуалы, которые в жёстком индийском обществе обычно являются прерогативой мужчин из высших каст.

 

 

Сундхара рассказывал: «Однажды Гуруджи со смехом поведал мне, что когда он впервые стал совершать практику мантры с концентрацией на различных чакрах Деви, то он очень смущался т.к. некоторые из них включают в себя интимные части женского тела. Богиня явилась предо мной и указала на необходимость отбросить смущение. Она сказала: “Нет разницы между мной и тобой или кем-то ещё. Я – это ты. Я – твоя мать и твоя сестра, и твоя жена…” Реализовав это желание Богини, Гуруджи больше не испытвал смущения в практике мантр и разных ритуалах.

 

 

Но несмотря на открытость Гуруджи, на его просветительскую работу среди посетителей и не только, вскоре стало ясно, что большинство людей не готово к такой иконографии. И Гуруджи согласился на изменение форм в храме на менее откровенные.

 

Гуруджи писал: «Шивалинга имеет четыре уровня понимания:

 

1)      В Сришти (созидании) Шива – фаллос, а Шакти – канал рождения;

 

2)      В Стхити (поддержании) Шива – сила солнца, а Шакти – любовь к сотворённому миру, питающая его через груди;

 

3)      В Лайя (разрушении) Шива – это пространство, а Шакти – это время, которое течёт всегда и везде;

 

4)      На четвёртом уровне Турийя, где нет ни пространства, ни времени, ни мира, но только семя непроявленного мира символом являются лингам, йони и капля семени, возникающая при их соединении.

 

Иконография этого места содержит все эти идеи. Фаллос не проникает в йони, а исходит из неё. Это показывает, что радость и удовольствие находятся не вовне, а внутри нас. Мы самодостаточны и самоудовлетворены. Мы наполовину мужчина и наполовину женщина (символизм Ардханаришвара в иконографии индуизма). Видящий и видимое есть одно.

 

Нет рационального объяснения ярости, пробуждаемой Камакхья питхой среди людей определённого склада, объявляющих этот образ порнографией».

 

 

Примечание переводчика. В начале октября 2001 года Камакхья питха была перестроена. Лингам убрали и осталась только йони. Но по словам Гуруджи лингам остался на тонком плане как акаша лингам. С оптимизмом и умением находить смысл и Божественную Волю во всех яявлениях Шри Амритананданатха отметил, что это сделало энергию Девипурама менее агрессивной…

 

 

 

Одна из "откровенных" статуй аспектов Богини в храме Шри Меру Нилаям. Всвязи с недовольством и бурными проявлениями чувств консервативных посетителей в конце 90-х, начале 00-х часть статуй была "одета" - на них нарисовали шаровары и "топики":-( 

 

 

Современный вид Камакхья Питхи с близкой дистанции

 

 

Современный вид Камакхья Питхи

 

 

Ритуалы в Камакхья Питхе