ХЭЙХО
"ИСКУССТВО ВОЙНЫ И МИРА"
МАТАНГИ ВИДЬЯ

Из сборника наставлений Гуруджи Амритананданатхи «Дары Богини» (Gifts from the Goddes) Книга составлена и издана Майклом Боуденом, известным в сети как Devi Bhakta. Перевод на русский язык Сергея Бабкина.

 

 

Матанги (Mātaṅgī) -девятая из 10 великих Видий.  Матанги имеет зеленоватый, тёмный цвет лица (отсюда еще одно ее имя-Шьямала Śyāmalā) и привлекательные формы. Её нежные конечности сияют, как сапфир. Она-чандала канья (cāṇḍāla kanyā -букв. девочка из чандал - внекастовых, поедающих мясо, имеющих дело с мёртвыми). Мудрец Матанга (Mātaṅga) был чандалой по рождению, а богиня речи проявлялась как его дочь—поэтому ее иногда называют “отверженной богиней" или "богиней отверженных". Каста, вероисповедание и цвет кожи не являются препятствием для ее упасаны—Матанги ведет человека к преодолению всех таких барьеров. (Обратите внимание, что слово чандала также является символом сушумны в сандхьябхаша sandhyābhāṣā - букв. сумеречном языке) Тантры. Таким образом, под чандала-каньей подразумевается Кундалини, кроме всего прочего, что ещё подразумевает это название.

 

 

 

Матанги - это мантрини (māntriṇi - министр, от этого слова происходит китайское мандарин) Лалиты (Lalitā). Она также является акаршаной (ākarṣaṇa) и Васья Прадхана деватой (vaśya pradhāna dēvatā). Её главная цель-привести людей в Лалита-упасану. Лалита использует свои мантры, чтобы привлечь преданных к себе, в то время как преданные думают, что они привлекают Лалиту к себе. Вот в чем секрет Матанги. Ей нравятся почитающие Её, которые привлекают и других людей. В Её мантре есть пробел, который должен быть заполнен именем человека, сиддхи или Бога, которого практикующий хочет привлечь. Без заполнения этого промежутка мантра не будет полной—это вообще не мантра.

 

Действительно, как и в случае с Трипура - Бхайрави (Tripura- Bhairavī), единственный способ угодить Матанги и получить ее благословение-это привлечь людей и получить удовольствие. Но Её мантру обычно дает только Дикша-гуру (dīkṣā guru который инициирует садхаку в Шри Видью) потому что—хотя притяжение обычно является желательной вещью-его неразборчивое использование может создать осложнения. Так что это не будет раскрыто здесь.

 

Матанги - это Сарасвати. Её упасана дает нам желания (Кама), а также исполняет их. Но даже если человек вовлечен в эти чувственные игры, он знает, что это игры, и не связан ими. Она естественным образом ведет человека к мандале Шри-чакры.

 

Для женщины Матанги требует союза как минимум с восемью Бхайравами (bhairavā). Для мужчины она требует союза с 108, числом имен в Кхангамала стотре (Khaḍgamālā Stōtram). 108-хорошее число; это 1 в степени 1 × 2 в степени 2 × 3 в степени 3.  Только тогда она позволит саюджью (sāyūjya - слияние) с Лалитой в качестве самой себя.

 

Когда человек систематически устраняет все понятия множественности, тогда остается только двойственность—и это тоже она разрушает в конце концов. Человек узнает, что в тождестве все отношения сосуществуют. Итак, Бог - это ваш отец, мать, брат, сестра, жена, муж, любовник, друг, враг, сын, дочь, внуки—все в одном, одно во всем. Таким образом, приближаясь к божественному, вы можете использовать любые отношения, которые вам удобны; всё, что вам удобно. Два из лучших отношений-это тождество и любовь, отражающая джняна (jñāna) и бхакти-йогу (bhakti yoga) соответственно.

 

Матанги также похожа на Тару. Разница в том, что в Таре основное внимание уделяется непроявленному звуку. Что касается Матанги, то Она находится на умопостигаемом, проявленном звуке. Изначальная пульсация (ādya spanda), которая возникает по воле Всевышнего, порождает серию вибраций, которые принимают форму нада (nāda-звука). Это вечное слово, источник всех проявлений.

 

Это проявление происходит на четырёх ступенях звуковой эволюции, которые тантрики локализуют в нервной системе:

 

1. Пара (Parā) Первый и высший источник, он все еще непроявлен, но обращен к проявлению (Тара Tārā). Это Маха-Карана (mahā- kāraṇa - великая причина), сидящая в Муладхара-чакре.

 

2. Пашьянти (Paśyanti) Слово, которое воспринимает. Это Карана, расположенная в чакре Манипура.

 

3. Мадхьяма (Madhyamā) Слово находится в средней, тонкой области между пупком и горлом, то есть в чакре Анахата.

 

4. Вайхари (Vaikharī) Выражение самой речи, богини Матанги.

 

Мати-это мыслящий ум; мата (mātā)-это мысль. Непроявленное слово воспринимает себя для проявления и затем достигает мыслящего ума для выражения (Матанга mātaṅga). Когда слово, созданное сердцем и сформулированное умом, выражается, это Матанги (Mātaṅgī). Когда непроявленное слово первозданной чистоты нисходит из высшего источника, его чистота оскверняется; его грубое выражение (варана varaṇa) сохраняет лишь часть своей изначальной славы—отсюда и название Уччишта Чандали (Ucchiṣṭa Cāṇḍālī - та, кто имеет дело с остатками).

 

Но, поймав хвостовую часть слова (артикулированную речь), можно все же добраться до источника. Поклонение Матанги ведёт человека к осознанию "остатка свыше", то есть самой Лалиты.