ХЭЙХО
"ИСКУССТВО ВОЙНЫ И МИРА"
АСАНА ЧАУРАНГИ

 

Chaurangi

 

Чауранги (Лишенный конечностей) —один из 84 индийских махасиддхов.

 

С бесконечных времен поливают дерево неведения

Ливни умственных привычек.

В какой клубок запутанности это выросло!

Слушай. Размышляй. Практикуй.

Сруби это дерево топором наставлений Гуру.


У одного короля на Востоке Индии был сын по имени Чауранги. Король был добрым человеком, и сын очень любил его, но еще больше мальчик был привязан к своей добродетельной матери. Когда ему было всего двенад­цать лет, мать поразила неизлечимая болезнь. Уже перед самой смертью она дала сыну такие наставления: «Корнем всей радости и всех печалей являются добрые и негативные действия. Никогда не делай дурного, даже если твоя жизнь висит на волоске». Произнеся эти слова, она умерла.

 

Прошел год, и король взял в жены молодую красивую девушку. Правя своими подданными, он также продолжал и практику медитации. Как-то раз, вскоре после свадьбы, король ушел в джунгли, чтобы провести там время в медитативном уединении. Оставшись одна, молодая королева отправилась гулять по дворцу, знакомясь со своими новыми владениями. Так она добралась до самой крыши дворца, откуда в вечерней прохладе открывался чудесный вид. Вдруг внимание королевы привлек донесшийся со двора звук. Обратив взор вниз, она увидела молодого принца. Впервые заметила королева красоту юноши, и сердце ее вдруг часто забилось в груди, а разум в мгновение ока помутился. Сгорая от желания, королева отправила к принцу одну из своих служанок с за­пиской, в которой она приглашала юношу в свои покои. Прочтя страстное послание, Чауранги был ошеломлен. Вежливо, но более чем сдержанно, он отказался.

Когда служанка принесла королеве отказ принца, та почувствовала себя смертельно оскорбленной. В одно мгновение вся ее страсть превратилась в ярость. «Пусть он теперь презирает меня, — подумала королева. — Но клянусь, в один прекрасный день он об этом пожалеет». Всю ночь ее терзали сны, полные страсти и желания отомстить. Но и наутро гнев королевы не утих. Тогда она собрала всех своих слуг и предложила им план расправы над принцем. Но те знали мальчика с детства и очень любили его.

«Принц ни в чем не виновен, — возражали они. — Он всего лишь дитя и не за­служивает смерти».

В бешенстве королева не находила себе места — все ее желания натыкались на отказ. Зная, что король вот-вот должен вернуться, она отпустила всех слуг, пере­вернула вверх дном свою спальню, разодрала на себе одежды и до крови расца­рапала кожу. Войдя в опочивальню жены, король нашел ее бьющейся в истерике.

«Кто посмел сделать такое с тобой?» — воскликнул он.

«Твой сын, — сквозь стоны и рыдания ответила королева. — Я пыталась сопро­тивляться, но он...».

«Тогда он больше мне не сын! — закричал король в гневе. — Пусть он умрет!».

Потерявший рассудок монарх призвал к себе двух самых верных слуг и при­казал им отвести молодого принца подальше в джунгли, там отрубить ему руки и ноги и оставить его, истекающего кровью, на съедение диким зверям. Королева же потребовала принести ей отрубленные конечности мальчика в доказательство вы­полненной воли короля. 

 

Едва выйдя из королевских покоев, слуги разрыдались. Они любили невинного мальчика больше собственных детей и поэтому решили пожертвовать одним из своих сыновей, чтобы только юный Чауранги остался в живых. Они уже бросили жребий, но когда принц узнал про их план, то тут же поведал им о последних поучениях, которые получил от умирающей матери.

«Если я позволю другому погибнуть вместо себя, это будет вредным поступ­ком, — сказал он. — Я не могу этого допустить. Поэтому вы должны выполнить приказ моего отца».

Сотрясаясь от рыданий, бедные слуги решили хотя бы не подвергать принца опасностям, подстерегавшим на каждом шагу в джунглях. Они отвели пригово­ренного юношу подальше от дворца — на пастбище, где наверняка можно было встретить сельских жителей. Так у бедного принца могла остаться хотя бы тень надежды на спасение. Там они привели в исполнение жестокий приговор короля. Против своей воли отрубили они невинному юноше руки и ноги, целиком ощущая всю его боль. Затем они собрали отрубленные конечности, чтобы доставить их королеве, и отнесли свою бедную жертву к стоявшему неподалеку дереву.

 

Как только слуги короля скрылись за горизонтом, перед умирающим мальчи­ком возник почитаемый в королевстве Дэвапалы йогин Минапа, также известный под именем Ачинтапа. В ответ на мольбы юноши о помощи, Минапа пообещал ему дать такие поучения, которые приведут его к полному исцелению. Тут же йогин дал молодому принцу посвящение и обучил йоге дыхания животом.

«Как только ты успешно завершишь эту практику, твое тело снова станет таким, как раньше», — сказал Минапа и удалился, оставив мальчика под деревом.

Йогин поспешно зашагал через поле и вскоре наткнулся на пастухов. О том, как один из них стал слугой принца, рассказывается в легенде о Горакше.

 

Все последующие годы принц провел в постоянной медитации, выполняя прак­тику, которой обучил его Гуру. Когда прошло ровно двенадцать лет, неподалеку от жилища принца, устроенного Горакшей под тем самым деревом, случилось оста­новиться на ночлег королевским торговцам. Их караван был доверху нагружен зо­лотом, серебром и драгоценными камнями, и, опасаясь грабителей, купцы решили после захода солнца отнести сокровища подальше и закопать их в землю. Проходя мимо дерева, под которым обитал принц, в вечерних сумерках они вдруг услышали чей-то голос: «Кто здесь?». Торговцев охватил ужас — неужели они остановились на ночлег прямо у лого­ва бандитов? Предчувствуя неладное, они откликнулись: «Мы простые торговцы углем».

«Что ж, так тому и быть», — отозвался голос из темноты.

На следующее утро, пока еще не взошло солнце, купцы отправились туда, где накануне зарыли сокровища. Когда же они выкопали все спрятанное, то в ужасе застыли на месте будто вкопанные: вместо слитков золота и драгоценных камней в мешках были только куски угля. Не смея возвращаться к королю с пустыми руками, в страхе за свою жизнь, торговцы стали совещаться — что же им теперь делать. Они уже было решили раз­делиться и бежать на край света, как тут самый мудрый из них произнес:

«Помните тот голос, который мы слышали вчера ночью? Это, должно быть, какой-то святой, чьи слова становятся явью, существо настолько чистое, что может говорить только правду. Давайте отыщем его, нам все равно нечего больше терять».

 

Возвращаясь к своему каравану той же дорогой, они вскоре наткнулись на оди­нокое дерево, под которым нашли молодого человека, лишенного конечностей. Расположившись вокруг него, торговцы поделились своим горем и стали молить о помощи.

«Возможно, я разговаривал в медитации, и то, что я сказал, изменило вид ваших товаров. Мне об этом ничего не известно, — сказал принц. — Но если это моя вина, то пусть уголь вновь превратится в золото, серебро и драгоценные камни».

Тогда торговцы развязали мешки, в которых незадолго до этого обнаружили уголь, и высыпали их содержимое на землю. В лучах утреннего солнца вдруг за­сверкали алмазы, рубины и сапфиры, замерцали нежным блеском украшения из золота и серебра тончайшей работы. С благоговением совершили тогда купцы простирания перед Чауранги и поднесли ему в дар самые драгоценные товары.

Пораженный не менее самих торговцев, принц вдруг вспомнил слова Минапы, произнесенные много лет назад. Было ли это чудесное превращение знаком того, что его практика теперь завершена? Сбудется ли предсказание йогина? Появятся ли у него новые конечности?

 

Весь тот день он провел в медитации, моля о новых руках и ногах. И вдруг по­степенно, очень медленно стали они проявляться из пространства. В одно мгновение Чауранги понял, что подобно тому, как земля является матерью всего, что на ней растет, так и всепронизывающая пустота — тот источник, из которого возникли его руки и ноги.

Увы, только дерево, под которым Чауранги провел все эти годы, было свидете­лем его практики, и никому другому не суждено было научиться ей. И хотя принц обрел все обычные сиддхи и проявил бесконечное множество чудес, из-за своего вспыльчивого характера он так не обучил никого своим секретам.

Но говорят, что дерево, которое было ему товарищем на протяжении всех две­надцати лет практики, до сих пор стоит на том же месте.