ХЭЙХО
"ИСКУССТВО ВОЙНЫ И МИРА"
ГУРУДЖИ, ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА И ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ

В то время (примечание переводчика – после окончания возведения основного храма Девипурама в форме Шри Чакры)  внимание Гуруджи стал больше занимать поиск практических решений повседневных проблем окружающего мира. Подобно своему отцу он находил вдохновение в словах Махатмы Ганди: «Если мы можем изменить себя, то тенденции мира также изменятся. Когда человек изменяет свою природу, то изменяется отношение мира к нему. Мы не должны ждать и смотреть что будут делать другие». (Эта фраза трансформировалась в широко распространенную «Будь сам теми переменами, которые ты хочешь видеть в мире» - чего Ганди никогда не говорил. В действительности Ганди четко понимал, что один человек не может изменить мир, что перемены к лучшему совершаются большими массами людей, работающими с дисциплиной и настойчивостью.)

 

Как формулировал это сам Гуруджи: «Для нас более важно отдавать чем получать. Важнее быть немного более бескорыстными и неэгоистичными. Вы можете лететь лучше и выше вместе, а не в одиночку. В одиночку иногда мы чувствуем себя обессиленными, беспомощными, злыми. Вместе мы можем улучшить себя через улучшение окружающей нас среды. Помогая другим, мы преображаемся. Если ты даешь, то это доказывает, что ты имеешь».

 

В соответствии с этим Гуруджи определял одной из целей Девипурама – быть базой для создания социальных улучшений и вдохновляющим примером в этом. Он разъяснял: «Храмы – это тренировочные площадки, на которых мы развиваем и расширяем себя. То, что мы учим через ритуалы, должно применяться везде, а не только в храме. Если мы можем принять почитание идолов, то почему мы не можем принять почитание живых существ? Деви попросила меня построить этот храм. Но с тех пор как я стал жить здесь, жители окрестных деревень также стали частью моей семьи. Их здоровье и гигиена, домашнее хозяйство, пища, финансовые вопросы стали и моими вопросами тоже. Медитация, храмовые ритуалы и социальная работа нераздельны. Это одно и то же». (Примечание переводчика – В течение многих лет Шри Видья Траст изменял окрестности Девипурама – было построено 50 деревенских школ, открыты специальные образовательные курсы для деревенских женщин, был разработан и внедрен дешевый, но качественный проект дома нового типа, отлично подходивший местным условиям и еще много добрых полезных дел...)

 

Когда посетители жаловались ему на трудности сосредоточения на духовной практике в то время как их одолевают проблемы на работе и в семье, Гуруджи часто отвечал, что не нужно разделять жизнь на духовную и мирскую как на две разных.

 

«Мы не должны разделять нашу жизнь на части. Если мы молимся Богу только в храмах и тиртхах, то это означает, что в наших верованиях Бог существует только здесь. В то время как Бог присутствует везде и во всем. Кабир сказал: “Каждый знает, что капля растворяется в океане, но мало кто знает, что в каждой капле растворен океан”. Духовная практика может продолжаться в любой момент, вне зависимости от того, чем вы занимаетесь. Она должна быть внутренней темой во всех ваших делах. Тогда это будет эффективно».

 

 

 

Один из домов нового типа, первые образцы которого были построены и испытаны в Девипураме, а потом получили распространение в окрестностях Девипурама и по всей Андхре.